Оптом все - статьи Оптовые поставки
Товары Фирмы Добавить статью Статистика
  домашней  в избранное  О портале
| Настройки :
Регион: не выбран!
Валюта: рубль
Поиск
- Трехпрограммный радиоприемник, модели радиоприемников
- Музыкальные киоски - значимая статья доходов вашего бизнеса
- История развития акустических систем.
- Цифровой диктофон в нашей жизни

О лицензировании специальных технических средств



С бурным развитием технического прогресса в последние десять лет, на рынке Казахстана стали появляться технические средства, разработанные на основе новейших технологий.


Используя современные достижения в науке и технике, производители поставляют на рынок такие изделия, использование которых раньше было доступно только специальным службам. Основными их признаками являются миниатюрность, возможность работы в «домашних условиях», они просты в эксплуатации и доступны по цене. Таковыми являются всякого рода диктофоны, миниатюрные видео-глазки, средства передачи и записи аудио и видеоинформации и т.д. Все они разработаны и изготовлены для бытовых целей и призваны облегчить нашу с вами жизнь. Однако цели, которые можно преследовать, используя эту аппаратуру, могут быть разные, в том числе и незаконное получение негласной информации. Таким образом, технический прогресс определил рождение нового, ныне активно использующегося термина - технические средства двойного применения (далее – ТСДП). В соответствии с определением, утвержденным постановлением Правительства РК от 26.09.2001 г. № 1247, ТСДП – это «изделия, разработанные для специальных или бытовых целей, не связанных с негласным получением информации, при этом имеющие качества, особенности или характеристики, позволяющие при определенных условиях и (или) доработках использовать эти изделия для целей негласного получения информации».


Отметим, что точно сформулированное назначение технических средств, указанное в технической документации оборудования, должно служить главным основанием для отнесения оборудования к СТС (специальные технические средства) или к ТСДП. Категорирование технических средств в качестве ТСДП должно опираться на установление признаков, указывающих на возможность применения таких средств, помимо их основного назначения, для целей негласного получения информации при обеспечении определенных условий работы изделий или их доукомплектования. По существу, в отношении таких изделий можно говорить о наличии дополнительного «скрытого» назначения, но поскольку оно не заявлено в технической документации на оборудование, подобную технику уместнее классифицировать как технические средства двойного применения. Общий подход к применению методики разделения СТС и ТСДП состоит в совокупном учете назначения, определяющих признаков и реальных свойств и возможностей применения технических средств для целей негласного получения информации. Этот подход распространяется на все виды аппаратуры, хотя оценка потенциальных возможностей каждого средства, как техники двойного применения будет зависеть от особенностей и свойств конкретного оборудования.


Другой особенностью является весьма широкий спектр изделий специальной и бытовой техники отечественного и западного производства, открыто предлагаемых торговыми, посредническими и производственными предприятиями. Среди этой техники можно отметить множество изделий и систем, которые подпадают под понятие ТСДП как по своим определяющим признакам, так и по эффекту применения в целях негласного получения информации. В результате широкой доступности и рекламы подобной техники у общественности создается ощущение легитимности продажи и применения таких технических средств, реализация которых, на самом деле, должна регулироваться и находиться под контролем надзорных органов.


Лицензирование деятельности, связанной с техническими средствами для проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий (далее - СТС), на территории Республики Казахстан осуществляется Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан. К СТС относятся технические средства, специально разработанные, изготовленные, приспособленные или запрограммированные для целей негласного получения информации. Основным нормативным документом, определяющим деятельность в области СТС является Закон Республики Казахстан "О лицензировании". Контроль над рынком производства и реализации СТС на территории республики в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 июня 1997 года № 967 осуществляется Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан. В настоящее время в Казахстане функционируют примерно 20 фирм-лицензиатов занимающихся разработкой, производством, ремонтом и реализацией специальных технических средств для проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий.


Широкое использование в конкурентной борьбе коммерческих фирм и криминальных структур таких методов, как негласное получение информации с помощью специальной техники, в свою очередь, вызвало к жизни целую отрасль по производству противодействующего специального вооружения.


Таким образом, в начале 90-х годов в ряде стран СНГ сформировался и набрал обороты неконтролируемый рынок специальных технических средств, производство и применение которых ранее было исключительно прерогативой государства. На сегодняшний день мы, как говорится, «пожинаем плоды» того времени, и сегодня любой предприниматель, преследующий определенные цели, может приобрести на российском «черном» рынке «радиожучок» и, установив его на телефонной линии конкурента, беспрепятственно негласно прослушивать конфиденциальную информацию на бытовом приемнике, настроенном на частоту передачи «радиожучка».


Что касается ТСДП то, как уже говорилось ранее, они разработаны и изготовлены для бытовых целей. Однако не все имеющиеся на рынке технические средства двойного применения безопасны для окружающих, так как они могут быть использованы определенными криминальными структурами в нарушение конституционных прав и свобод наших граждан. Примером может служить цифровой диктофон, укомплектованный адаптером подключения к телефонной сети и имеющим функцию автоматической записи при поднятии абонентом телефонной трубки. При этом абонент, которого пытаются «прослушать», об этом не подозревает. В остальное время, когда телефон не используется, диктофон не работает. Следует отметить, что современные цифровые диктофоны имеют возможность записи от 10 часов и более, т.е. диктофон, подключенный на лестничной площадке дома, либо на телефоне внутри квартиры, может «собирать информацию» до 2-х месяцев. Другой пример использования цифрового диктофона - подключение к сигнализации охраны квартиры. Достаточно одного телефонного звонка для определения пароля на открытие входной двери, а дальше «дело техники».


В целях усиления контроля над ввозом и реализацией технических средств, подпадающих по своим признакам под ТСДП, постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 сентября 2001 года № 1247 были утверждены «Правила импорта, экспорта, реализации и использования специальных технических средств для проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий, а также специальных материалов и оборудования для их производства в Республике Казахстан». Указанные Правила в целях предупреждения использования ТСДП для негласного получения информации регламентируют порядок ввоза, реализации и использования ТСДП физическими и юридическими лицами, не являющимися объектами оперативно-розыскной деятельности.


Сегодня во многих крупных организациях, в коммерческих банках различных уровней для физической охраны, а также для защиты коммерческой информации созданы службы безопасности. Зачастую преследуя цели защиты интересов своих клиентов, коммерческой тайны и конфиденциальности переговоров, службы безопасности используют в своей деятельности различные системы видеонаблюдения, аппараты контроля телефонных разговоров и т.п., которые по ряду признаков подпадают под категорию ТСДП. В случае если работники и клиенты вышеуказанных организаций не будут предупреждены о проводимом видеонаблюдении или прослушивании разговоров, это будет прямым нарушением прав и свобод граждан РК. В этой связи, нелишним будет напомнить, что незаконное использование ТСДП для негласного получения информации (в качестве СТС), а именно так будет трактоваться данное нарушение, повлекшее нарушение неприкосновенности частной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, влечет установленную законодательством ответственность. «Применение ТСДП для негласного получения информации должно рассматриваться как использование данного изделия в качестве СТС» (Постановление Правительства РК № 1247). Поэтому в целях соблюдения конституционных прав и свобод граждан прослушивание телефонных и иных переговоров, наблюдение с проведением аудио- видеозаписи или кино-, фотосъемки, снятие информации с технических каналов связи, компьютерных систем и иных технических средств с использованием ТСДП должно проводиться с письменного согласия работников данной организации, в отношении которых проводится или может проводиться указанный вид контроля.


Для использования технических средств двойного применения на законной основе необходимо согласование порядка применения ТСДП, с указанием целей преследуемых установкой данных технических средств, технических характеристик, мест установки и предоставлением документа, подтверждающим предварительное уведомление о проведении специального вида контроля персонала и (или) других лиц, в отношении которых данный вид контроля будет проводиться.
http://www.knb.kz/index.php?parent_id=1016169374&date=&chapter=1062058214
Написать письмо администрации optomvse.ru © optomvse.ru 2006-2017
Поделиться ссылочкой:

Рейтинг@Mail.ru